Миллионеры спасаются в Швейцарии Из Германии за несколько часов было выведено около 10 млрд долларов 25.06.2010
У европейских богачей в этом году заметно вырос интерес к швейцарским финансовым институтам, их не испугал даже недавно принятый местным парламентом закон о выдаче клиентских данных банка UBS американским налоговым органам. По мнению аналитиков, инвесторы вполне обоснованно верят в таланты швейцарских управляющих активами, а также в стабильность местной экономики и валюты.В этом году активы, находящиеся в управлении швейцарских банков, растут как на дрожжах. Так, в апреле капиталы клиентов Julius Baer выросли по сравнению с концом прошлого года на 14%, до 175 млрд франков (128 млрд евро). Активы же старейшего частного банка страны Lombard Odier увеличились с начала этого года на 6%, до 156 млрд франков (114 млрд евро).
Несмотря на кризис, швейцарские финансовые институты сохранили за собой звание самых надежных в мире. По данным Boston Consulting Group, в прошлом году в местных банках хранилось около 27% (1,6 трлн евро) от общемировых вложений ВИП-клиентов — столько же, сколько в 2007 году перед началом глобальной рецессии. Кроме того, швейцарские финансовые учреждения успешнее управляют доверенными средствами, чем их конкуренты из еврозоны. В прошлом году швейцарские банкиры заработали для своих клиентов в среднем 1,4 млн на каждый миллиард — это на 14 базисных пунктов больше, чем удалось заработать банкам из других европейских стран.
По словам главы цюрихского Julius Baer Бориса Колларди, активные потоки средств из других стран Европы начались примерно три-четыре месяца назад. Аналитики связывают такое бегство частных капиталов в Цюрих и Женеву с падением курса евро, который по отношению к франку рухнул с начала года на 8%.
К бегству в Швейцарию инвесторов подтолкнуло решение немецкого регулятора BaFin о запрете на необеспеченные сделки, принятое в конце мая. Тогда, по данным банка BNP Paribas, за считанные часы на швейцарские депозиты было переведено 9,5 млрд долл. По мнению аналитиков, чтобы избежать резкого подорожания национальной валюты, швейцарский Центробанк, судя по всему, был вынужден прибегнуть к валютным интервенциям.
По мнению аналитиков, бегство европейских капиталов в Швейцарию продолжится. Этому способствуют сложное финансовое положение большинства стран еврозоны, вынужденных из-за бюджетного дефицита урезать расходы и повышать налоги, и колебания курса единой европейской валюты. Дела Швейцарии, напротив, идут весьма неплохо. В прошлом году бюджет страны даже остался в плюсе (0,7% от ВВП), в этом году правительство прогнозирует дефицит госказны в размере 1,2% от ВВП. Согласно данным Еврокомиссии, средний дефицит бюджетов стран еврозоны в прошлом году составил 6,3% от ВВП, а в этом году может вырасти до 6,6%. Таким образом, Швейцария является одной из наиболее стабильных европейских стран.
По словам эксперта Лондонской школы экономики Тома Кирхмайера, помимо экономической стабильности европейцев привлекают в Швейцарии относительно невысокие налоги, которые в ближайшее время вряд ли будут существенно увеличены.
Как рассказал РБК daily аналитик IHS Global Insight Тимо Кляйн, европейцы и дальше будут держать деньги в швейцарских банках, поскольку «испытывают особенное доверие к талантам местных управляющих активами, а также к национальной валюте». Недавно одобренный закон о передаче данных клиентов банка UBS американскому ведомству может отпугнуть только тех, кто действительно укрывает в Швейцарии средства от налоговых органов.
Кризис в Европе помог Персидскому заливу
Долговой рынок стран Персидского залива восстанавливается на фоне кредитного кризиса в Европе. По данным Bloomberg, Исламский банк Катара и Qatari Diar Real Estate Investment Co. планируют этим летом успешно разместить облигации на сумму 2,25 млрд долл. В настоящее время рынок настроен оптимистично к перспективам исламских бондов. В частности, рыночная доходность четырехлетних облигаций Минфина эмирата Дубай упала в июне до 7,58%, тогда как еще в феврале составляла 10,29%, что делало эти бумаги рисковыми. Спред дубайских бондов по отношению к американским гособлигациям за последние четыре месяца сократился на 225 пунктов, до 591 пункта.