Названы лауреаты премии Swiss Art Awards 2012 14.06.2012
Art Basel, одно из главных событий в мире современного искусства, открылся с вручения премий швейцарским художникам. Церемония началась с выступления федерального советника Алена Берсе, который долго говорил о роли государства в развитии культуры. Поскольку его слова были подкреплены реальными финансовыми доводами, то воспринимались они без обычной для подобной ситуации снисходительной улыбки со стороны публики.
Из 660 художников, заявившихся для участия в конкурсе, жюри отобрало только 79, из которых были названы 20 лауреатов. Еще четверо получили именные премии от независимых фондов Fondation Kiefer Hablitzel, Mobilière Young Art, Fondation Guggenheim и Fondation Caran d’Ache.
В этом году было введено ограничение: если федеральные премии обычно вручаются молодым художникам, только начинающим свою карьеру, то Swiss Art Awards 2012 распределили среди людей в самом расцвете сил, самому юному победителю – 40 лет.
Экономическая составляющая имеет большое значение для фестиваля. Во время Art Basel зрители могут не только познакомиться с произведениями современных художников, но и купить понравившийся им экспонат. А это означает, что в Базель съезжаются не только любители искусства, но и состоятельные коллекционеры, а также представители самых модных галерей.
Петер Фишли, на этой неделе отдавший одну из своих работ на благотворительный аукцион Christie’s в поддержку цюрихского центра современного искусства Kunsthalle. Пипилотти Рист, чьи видео-инсталляции вызывают бурный интерес со стороны европейской и американской публики, также стала лауреатом престижной премии. Для Кристиана Марклея этот год выдался особенно удачным: сначала журнал Time включил его в список ста самых влиятельных людей, вслед за этим в Швейцарии прошли первые показы ставших уже классическими фильмов-коллажей, и наконец, признание со стороны Swiss Art Awards.
Репутация фестиваля как одного из самых прогрессивных и интересных поддерживается во многом благодаря швейцарским художникам, сумевшим пробиться на международный уровень. Так получилось, что некоторые из лауреатов по разным причинам уже попадали на наши страницы. Например,Хотя каждый из победителей и получил столь внушительную сумму, главным подарком со стороны жюри стал вызванный резонанс и усиленное внимание к работам художников и их личностям. Иными словами, благодаря этой премии стоимость работ-победителей вырастет в несколько раз, и хотя лауреаты уже давно добились материального благосостояния, такой способ популяризировать собственное творчество является одним из самых эффективных.
А поскольку в состав авторитетного международного жюри входят признанные критики, художники со всего света и даже частные коллекционеры, то их решения почти автоматически определяет тенденции рынка и мотивы, которые будут считаться модными в мире искусства до конца 2012 года. И хотя слово «модный» по отношению к произведениям искусства может показаться поверхностным и сводящим современное искусство только к его экономической составляющей, отречься от него не получиться. Художественную ценность создаваемых инсталляций каждый посетитель может оценить для себя, а вот коммерческую выгоду от продажи этих работ подсчитывают эксперты. В среднем, небольшие работы лауреатов можно приобрести за 5000-9000 франков.
цюрихского дадаизма, создавая видеоряд, показывающий камеру, блуждающую среди геометрических конструкций.
Во время объявления результатов председатель жюри Ханс-Рудольф Ройст объяснил, каким образом комиссия подходила к выбору лучших. «Школы искусств уже научились легко подстраиваться под последние тенденции в искусстве, - полагает он. – Наша задача заключалась в том, чтобы избежать стандартизации. Мы стремились отметить достижения во всех областях и жанрах». Реальное распределение премий совсем не соответствует сделанному заявлению: подавляющее большинство лауреатов занимается живописью. Фотография оказалось менее востребованной. А видео-инсталляции, благодаря пластичности формы и синтетическому подходу к созданию аудио-визуального образа, в очередной раз завоевали сердца членов жюри. Основная тематика работ победителей – отношение прошлого и настоящего. Накладывая разные временные пласты друг на друга, Александра Навратил создала при помощи старых диапозитивов фирмы Kodak и четырех проекторов инсталляцию, рассказывающую историю первой трети 20-го века в выцветших черно-белых и цветных картинках. Ливия ди Джованна обратилась к мотивам советского конструктивизма иС решением жюри можно не соглашаться, ведь прогуливаясь по выставочным залам невозможно понять, как и почему предпочтение было отдано тому или иному художнику. Современное искусство всегда трудно оценивать, к нему еще не успел приложить свою руку самый строгий эксперт – время. Вы можете подождать, пока все второстепенные работы канут в небытие, или отправиться в Базель и самостоятельно определиться в собственных предпочтениях.