Биотопливо – спасение или иллюзия? 23.10.2012
Недавнее исследование, проведенное учеными Швейцарии, показало, что биотопливо не такая чудесная альтернатива традиционным видам топлива, как считалось ранее. Стоит ли по-прежнему использовать его, связывать с ним надежды на будущее? Этот вопрос все больше занимает умы.
В Гельвеции, кстати, в ежегодном объеме используемых видов топлива скромно выделяются лишь около пяти процентов топлива, способных похвастаться приставкой «био». Чем же они так заинтриговали исследователей, почему вокруг них возникают споры?
Федеральной лаборатории тестирования материалов (EMPA) удалось глубже проникнуть в суть используемых видов биотоплива, и полученными результатами ученые не замедлили поделиться с миром. Как стало ясно, лишь некоторые виды биотоплива дают фору бензину по части не загрязнения окружающей среды.
В исследовании приведены слова руководителя проведенного исследования Райнера Заха: «Большинство видов биотоплива просто отклоняют в другом направлении воздействие на окружающую среду: сокращаются выбросы парникового газа, однако при этом сильнее загрязняются сельскохозяйственные земли». Также в исследовании в качестве примера немногих действительно полезных видов биотоплива упомянут биогаз (метан), получаемый из твердых и жидких отходов животноводческих комплексов, городских сточных вод. Воздействие биогаза «на окружающую среду вдвое меньше, чем воздействие бензина», - говорится далее в отчете исследовательской группы EMPA. Кроме того, из исследования можно узнать, что биотопливо на основе этанола более дружественно настроено к окружающей среде, чем топливо на основе нефти, при этом результат сильно зависит от использованного процесса и технологии.
Ситуацию делает еще пикантнее то, что такие неутешительные новости у всех на слуху в то время, как индустрия биотоплива движется вперед крепнущими шагами.
Как сообщил Всемирный альянс по возобновляемым видам топлива (GRFA), 2010 год принес миру биотоплива на 374 миллиарда долларов (346 миллионов швейцарских франков), а к 2020-му стоит ожидать прироста до 679 миллиардов долларов.По информации того же GRFA, с 2000 по 2010 год производство биодизельного топлива выросло в 22 раза, а производство биоэтанола - утроилось, однако некоторые эксперты отмечают, что такой рост был бы невозможен без помощи государства.
А вот какого мнения придерживается специалист женевского Международного института устойчивого развития Иветта Гарасимчук: «Если бы биотопливо могло конкурировать с ископаемым топливом без государственных дотаций, то взаимодействие рыночных сил привело бы к оптимальному распределению исходного сырья между производством продуктов питания и производством биотоплива. Однако ситуация на сегодняшнем рынке сильно искажена налоговыми льготами и другими формами государственной поддержки производства биотоплива».
Если бы последнее могло говорить, то, вероятно, пожаловалось бы на критику со стороны. Например, президент компании Nestlé Петер Брабек неприветливо смотрит на выращивание зерновых для биотоплива, поскольку это заставляет расти цены на продукты питания. В июльском интервью BBC он выразил свою точку зрения: «Времена низких цен на продукты питания прошли».
Представитель Nestlé Филип Эшлиман опроверг точку зрения о том, что слова Петера Брабека вызваны финансовыми интересами компании, и подчеркнул в интервью swissinfo.ch: «Наше участие в обсуждении вызвано не каким-либо возможным воздействием на наш бизнес, а социальными последствиями такой политики».
В то время, как стороны обмениваются мнениями, специализированные швейцарские фирмы заняты тем, что участвуют в производстве биотоплива в разных странах мира.
В качестве примера назовем женевскую компанию Addax Bioenergy, которая
намерена начать производство биоэтанола на основе сахарного тростника в Сьерра-Леоне (Западная Африка) с 2013 года. На инвестиции в этот проект компания не пожалела 350 миллионов долларов, планируется создание 2000 рабочих мест.Однако швейцарская неправительственная организация Bread for All («Хлеб для всех»), проведя тщательный анализ проекта в ноябре 2011 года, пришла к выводу, что проект увереннее обретает конкретные формы благодаря освобождению от налогов по многим пунктам, при этом негативно влияет на окружающую среду, и в нем используется большое количество воды в засушливые периоды, что стало возможным благодаря подписанным с местными властями незаконным соглашениям.
Сотрудник по программам Bread for All Иван Майар Арденти отметил, что договор земельной аренды, подписанный в Сьерра-Леоне, дает Addax Bioenergy право распоряжаться землей в течение полувека, при этом существует возможность продлить договор до 2071 года. Результат налицо - несколько поколений местных жителей будут лишены доступа к своим землям.
Иван Майар Арденти подчеркнул: «Компании Addax никогда бы не удалось сделать в Швейцарии то, что она делает в настоящее время в Сьерра-Леоне, по той причине, что права землевладельцев в Швейцарии защищены гораздо лучше. Здесь Addax пришлось бы подписать сотни соглашений с сотнями индивидуальных землевладельцев, вместо трех договоров земельной аренды с местными властями в Сьерра-Леоне».
Со своей стороны, Addax Bioenergy в лице своего исполнительного директора Николая Германна отклонила упомянутую точку зрения, как и общие выводы неправительственной организации: «Нас контролируют независимые консультанты от имени банков развития, которые оценивали проект в течение трех лет. Можно с уверенностью сказать, что проект компании Addax повысил уровень продовольственной безопасности с помощью успешной программы развития фермерского хозяйства, которая сейчас представляет собой крупнейшее частное производство риса в Сьерра-Леоне».
Кроме этих проблем, существуют трудности, связанные с развитие сектора биотоплива в целом. Сегодня в воздухе витает вопрос, в каком конкретном направлении следует двигаться. Исследователь из EMPA Райнер Зах полагает, что нужно поднажать в отношении видов биотоплива второго поколения, то есть таких, которые можно производить из разных типов биомассы, а не только лишь из сахара и растительного масла. При этом исследователь уточнил, что такие виды топлива еще слишком дороги, а их развитие в конечные продукты находится пока на неудовлетворительной стадии.
Что же до Швейцарии как страны, то ее мнение насчет собственной сельскохозяйственной земли не допускает двоякого толкования: такую землю необходимо в первую очередь использовать для выращивания зерновых.
В то же время Европейская комиссия предложила 17 октября этого года оказывать больше поддержки производству видов биотоплива второго поколения, которые, по мнению комиссии, не вытесняют продукты питания.
Швейцария, хорошо это или не очень, не может похвастаться сколько-нибудь выдающимся местом в производстве биотоплива. Впереди всех стран с огромным отрывом держатся США (43%) и Бразилия (27%), дальше идут Германия и Франция (по 5% соответственно), а вот Швейцарская Конфедерация производит лишь 0,011% общего годового объема во всем мире. Основные фирмы Швейцарии в этом секторе носят имена Humbel Biodiesel, BioPower Fardin, EcoEnergie Etoy и Addax Bioenergy.
По большей части производство биотоплива основано на таких культурах, как кукуруза, рапс, соя, свекла и сахарный тростник. На производство одного литра этанола уходит 200 килограммов кукурузы и 4000 литров воды.
В сказке Волкова «Волшебник изумрудного города» его посетители были обязаны одеть очки с зелеными стеклами при входе в город. И все представало их взору в зеленом свете: купола дворцов, фасады зданий, даже мостовые, казалось, были сделаны из сверкающих изумрудов. Элли и ее друзья в конце книги сняли очки и увидели, что вся эта мишура не что иное, как иллюзия. Хотелось бы, чтобы поклонники «зеленого топлива» не оказались в аналогичной ситуации.