Верите ли вы в швейцарские вина? 26.02.2014
Швейцарскому вину непросто выдерживать конкуренцию с импортной продукцией. Превосходное качество, широкий ассортимент, привлекательные цены – благодаря этим характеристикам, ряды поклонников французских, испанских, итальянских вин активно пополняют жители Конфедерации, а местным производителям приходится пенять на дорогой франк, недостаточное финансирование и плохие погодные условия. Напомним, что прошлым летом виноградники Невшателя серьезно пострадали от урагана, пронесшегося над Романдской Швейцарией.
В пятницу вечером, как раз накануне выходных, появилась новость, которая может заставить самых преданных поклонников швейцарских шасла, сильванера, пино-нуар и гаме обратить свой взор за границу. Производитель из Вале в течение нескольких лет нарушал нормы купажирования. При этом вина, получившие замечания контролеров, скорее всего, уже поступили в продажу.
Согласно документам, которые оказались в распоряжении телерадиокомпании RTS, инспекторы швейцарской службы контроля за торговлей вином (CSCV) обнаружили, что установленным законом нормам не соответствуют в общей сложности 350 тысяч литров вина. Так, в составе розового вина, появившегося в Невшателе еще в середине 19 века, Œil-de-perdrix 2006 года обнаружено 0,37% продукции иностранного производства. В то время как с 2005 года в швейцарских винах 1 и 2 категории такого быть не должно. Превышал производитель и допустимый лимит использования других сортов винограда при производстве вина: от этого пострадало, например, Cornalin de Chamoson 2005 года, которое знаменито благодаря сорту винограда, произрастающему только на территории Вале и итальянской долины Аоста. Что это – серьезные правонарушения или обычный рабочий процесс?
По словам руководителя Giroud Vins SA Доминика Жиру, такое может случиться с каждым: «Часто это связано с ошибками в записях или мелкими и незначительными недосмотрами, которые нисколько не ухудшают качество продукта». Впрочем, и представителю кантональной службы потребления Эльмару Пфамматтеру отдельно взятые подобные правонарушения не кажутся поводом для серьезного беспокойства. Согласно распространенной практике, в таких случаях виноделы платят небольшие штрафы – от 100 до 500 франков. Как сообщил «Нашей Газете.ch» представитель Доминика Жиру, винодел уладил все претензии еще в 2010 году.
А вот невшательский коллега Эльмара Пфамматтера склонен оценивать ситуацию более серьезно. «Если бы такие факты обнаружились у меня, я бы предпринял административные и уголовные меры», – заявил он телерадиокомпании RTS, попросившей изучить список замечаний, сделанных службой CSCV. Ведь речь идет не об отдельных недочетах, а систематических нарушениях, которые повторялись на протяжении нескольких лет!
Швейцарская ассоциация торговли вином (ASCV) пока не имела возможности изучить оригинал документов, представленных RTS. Однако ее представитель Оливье Савуа сообщил «Нашей газете.ch», что четкое исполнение национальных и международных требований при производстве вина – необходимое условие для сохранения доверия потребителей.
В отсутствие суровых санкций вино, не соответствующее стандартам качества, дошло до потребителя. Конечно, в данном случае не идет речь об опасности для здоровья, однако репутации швейцарских вин нанесен серьезный удар. Незаконное использование зарегистрированных марок, нарушение норм купажирования – достаточно одному крупному производителю сыграть не по правилам, и мелким хозяйствам уже будет трудно убедить потребителей в своей добросовестности.
Как повлияет случай на имидж валезанских и в целом швейцарских вин? Как повысить эффективность контроля? Скажется ли это на цене? Сколько должно стоить хорошее швейцарское вино? Эти и другие вопросы снова задают себе виноделы, ценители и эксперты на волне разразившихся дебатов. Судя по оставленным комментариям, многие слушатели RTS предпочитают уже сегодня покупать местную продукцию у хорошо знакомых виноделов поблизости, для которых процесс производства – это не только способ заработать деньги. Иными словами – швейцарский потребитель руководствуется собственным вкусом и хочет знать своего поставщика в лицо. И, как показывает практика, цена далеко не всегда является гарантией качества.